Новости

Держать руку на рельсе. Как идет модернизация инфраструктуры трамваев в Перми

Юрий Кириакиди, генеральный директор ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Пермь», – компании, которая занимается комплексной модернизацией транспортной инфраструктуры города, – рассказал Business Class о проделанной работе и дальнейших планах – ремонте путей в центре города, реконструкции депо «Балатово» и системе приоритетного проезда перекрестков для трамваев.

Автор: Кристина Суворова

Компания выполняет комплекс работ в рамках концессионного соглашения. Какие участки трамвайных путей отремонтированы в Перми в 2023 году? Где продолжаются работы и когда они будут завершены?

– Все работы по реконструкции трамвайных путей разделены на девять этапов. Три из них были запланированы на 2023 год и находятся на завершающей стадии. Заканчиваются работы на первом участке – ул. Куйбышева от ул. Революции до ул. Белинского. С 14 сентября по нему курсируют трамваи, состоялся так называемый технический запуск. Сейчас мы готовим объект к финальной сдаче, устраняя последние замечания к работам.

На втором этапе реконструированы пути по ул. Дзержинского от ул. Окулова до ул. Трамвайной, сейчас идет подготовка участка к зимней эксплуатации. Это довольно сложный узел с точки зрения сопряжения двух проектов – с одной стороны тоннеля работаем мы, а с другой – выполняются работы по строительству магистральной ул. Строителей. Плотно взаимодействуем с коллегами из краевого управления автодорог. До конца декабря планируется запустить движение трамваев по ул. Дзержинского. После останется уложить плиты покрытия путей, установить остановки, выполнить благоустройство.

Третий этап – участок ул. Мира. Работы на отрезке от ул. Архитектора Свиязева до ТРК «Столица» планируем завершить до конца декабря. После возобновления движения по ул. Дзержинского появится возможность перенести выпуск трамваев из депо «Балатово» на «Красный Октябрь», и мы сможем продолжить работы на ул. Мира – от ТРК «Столица» до ул. Стахановской. Сейчас с городским департаментом транспорта формируем график работ на следующий год. Нужно правильно распределить потоки, организовать компенсационные маршруты, учесть планы по реконструкции других дорожных объектов. К подготовительному этапу на следующем участке ул. Мира мы отели бы приступить ранней весной, но основной объем, скорее всего, придется на лето.

Соглашением предусмотрена реконструкция депо «Балатово». Что она предусматривает? И каковы сроки?

– Реконструкция трамвайного депо «Балатово» запланирована в 2024 году. Проект пока находится в разработке, мы согласовываем планировочные решения. Это большой по площади объект, на территории будут располагаться все технические службы: диспетчерская, цех технического осмотра и ремонта подвижного состава, моечное оборудование для трамвайных вагонов, база со спецтехникой и рабочим инвентарем. Должно получиться современное, удобное для обслуживания подвижного состава и красивое пространство. Будет модернизирован электрический узел, который обслуживает объект.

Сколько новых трамваев поставлено в Пермь, и сколько еще прибудет? Как обновление подвижного состава повлияет на расходы на содержание вагонов?

– На сегодняшний день прибыли 20 новых низкопольных трамваев «Львенок». Семь из них введены в эксплуатацию и уже работают на линии. До конца декабря прибудут десять вагонов, а еще 14 поступят в Пермь в следующем году.

Если оценивать сиюминутную ситуацию и смотреть на стоимость разового обслуживания, какие-то позиции у нового трамвая окажутся дороже. Но старые вагоны попадают в текущий ремонт чаще, что ведет к увеличению финансовой нагрузки. У нового подвижного состава больше периодичность планового обслуживания, он реже требует внепланового ремонта. Поэтому у него выше коэффициент выпуска на линию и больше эффективность.

Планируется ли внедрить приоритетный проезд перекрестков для трамваев?

– Да, это будет сделано, но не в рамках отдельных этапов, а по итогу всего комплекса работ, которые мы выполним к середине 2025 года. Будут модернизированы светофорные объекты, а в трамваях – установлены маячки, которые при приближении к перекрестку будут подавать сигнал светофору, что необходимо дать зеленый свет. Это позволит существенно повысить скорость движения трамваев.

Еще один способ повышения скорости электротранспорта – организация выделенных трамвайных путей. Этого в комплекс работ не входит, почему? Слишком дорого?

– Это не слишком дорого, но работы в рамках концессии не затрагивают полностью дорожное полотно, а реализация некоторых технологических решений возможна исключительно в рамках комплексной реконструкции дороги, как, например, сделано в Перми на ул. Революции. Нашим соглашением обособление путей не предусмотрено, но было бы правильно, если бы в перспективе подобные решения были применены.

Возможно ли технически сначала обновить трамвайные пути, а затем обособить? Или их в таком случае придется перекладывать заново?

– В принципе, да, это можно сделать потом, в рамках проведения уже других работ по реконструкции дороги.

Расскажите, какие технологии применяются в части укладки новых трамвайных путей.

– Рельсы укладывают на железобетонные шпалы с полимерными накладками. Использование таких шпал существенно продлевает срок службы пути, а также более экологично в отличие от деревянных шпал, подвергающихся пропиткой креозотом. Для уменьшения шума и вибраций предусмотрено бесшовное соединение рельс с применением алюминотермитной сварки. Нюанс этой технологии – ее нельзя применять при низких температурах, поэтому с наступлением морозов эти работы мы временно не проводим. Но, например, на ул. Куйбышева уже можно оценить эффект от бесшовных рельс.

Сколько остановочных павильонов обновят в рамках концессии? Будут ли они «умными»?

– Постепенно будут заменены трамвайные остановки на всех участках реконструкции. На сегодняшний день современные smart-павильоны установлены на остановке «ЦУМ» и по ул. Куйбышева. Ведутся работы по их оснащению и подключению к городской системе информирования о движении транспорта. Всего, по предварительным оценкам, будет установлено порядка 60 таких павильонов.

Работы на каких участках путей запланированы в 2024 году?

– Помимо завершения реконструкции на ул. Мира на 2024 год приходится большой объем работ в центральной части города. Это участки улиц Сибирской, Ленина, Борчанинова, Белинского. Рассматривали возможность и пути на ул. Петропавловской включить в план ремонта на следующий год, но, скорее всего, этот объект все-таки останется на 2025 год. Графики работ составляются с учетом всех планируемых перекрытий дорог в городе, чтобы снизить временный дискомфорт для жителей.

Источник: журнал Business Class